По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Крещение-Богоявление

Вот полное название этого праздника: Святое Богоявление  Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 911; Лк. 3, 2122). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седя́щих во тьме и сени сме́ртней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Крещение. Мозаика собора св. Марка в Венеции, 10 в

Крещение. Мозаика собора св. Марка в Венеции, 10 в

Тропарь, глас 1

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе, / возлю́бленнаго Тя Сына имену́я, / и Дух, в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние; / явле́йся, Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе.

  • Во Иорда́не креща́ющуся Тебе  когда Ты крестился в Иордане;
  • Тро́ическое яви́ся поклоне́ние  явилось, то есть началось с того времени, поклонение Пресвятой Троице;
  • Роди́телев бо глас  потому что голос Отца;
  • свиде́тельствоваше Тебе  свидетельствовал о Тебе;
  • возлю́бленнаго Тя Сына имену́я  называя Тебя возлюбленным Сыном;
  • в ви́де голуби́не  в виде голубя;
  • изве́ствоваше словесе утверждение  подтверждал истину этих слов;
  • явле́йся  явившийся; мир просвеще́й  мир просветивший.

Кондак, глас 4

Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, в ра́зуме пою́щих Тя: прише́л еси́ и яви́лся еси́, Свет Непристу́пный.

  • Днесь  сегодня.
  • Зна́менася  запечатлелся.
  • В ра́зуме  сознательно.

Величание

Величаем Тя, / Живода́вче Христе́, / нас ради ны́не пло́тию крести́вшагося / от Иоа́нна // в вода́х Иорда́нских.

Великое водоосвящение

Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения (в навечерие-Сочельник и в сам праздник), так называемые в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая «скаредные», то есть скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.

Во время крестного хода на водосвятие поются следующие тропари:

Глас Господень на вода́х вопие́т, глаголя: прииди́те, приими́те вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, я́вльшагося Христа.

  • Вопие́т, глаголя  вызвает, говоря.

Днесь вод освяща́ется естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвраща́ет струи, Владыку зря креща́ема.
Яко человек на реку прише́л еси́, Христе Царю́, и рабское крещение прия́ти тщи́шися, Блаже, от Предте́чеву руку́, грех ради наших, Человеколю́бче!

  • От Предте́чеву руку́  от рук Предтечи.

Слава отцу и Сыну и Святому Духу.

Ко гласу вопию́щаго в пустыни, угото́вайте путь Господень, прише́л еси́, Господи, зрак рабий прии́м, крещения прося́, не ве́дый греха. Ви́деша Тя воды и убоя́шася, тре́петен бысть Предтеча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просветит светильник Света, како руку́ положи́т раб на Владыку? Освяти́ мене́ и воды, Спасе, взе́мляй ми́ра грех.

  • Зрак рабий прии́м  приняв вид раба.
  • Ка́ко просветит светильник Света?  как светильник может осветить Свет? Светильником назвал Предтечу позже Сам Спаситель: Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35).

Елена Викторовна Тростникова

Поделиться в