По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Вот полное название этого праздника: Святое Богоявление — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седя́щих во тьме и сени сме́ртней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Крещение. Мозаика собора св. Марка в Венеции, 10 в
Тропарь, глас 1
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе, / возлю́бленнаго Тя Сына имену́я, / и Дух, в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние; / явле́йся, Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе.
Кондак, глас 4
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней, и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас, в ра́зуме пою́щих Тя: прише́л еси́ и яви́лся еси́, Свет Непристу́пный.
Величание
Величаем Тя, / Живода́вче Христе́, / нас ради ны́не пло́тию крести́вшагося / от Иоа́нна // в вода́х Иорда́нских.
Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения (в навечерие-Сочельник и в сам праздник), так называемые в отличие от малого (которое может совершаться во всякое другое время). Читаются удивительные по силе и красоте молитвы, а освященную на молебне крещенскую (богоявленскую) воду православные христиане хранят дома в течение всего года и употребляют по малой капле, а в случае болезни или тяжелых искушений —и помногу. Окропляем мы этой водой и жилище, включая «скаредные», то есть скрытые и даже «нечистые» места, и святыня пронизывает нашу жизнь.
Во время крестного хода на водосвятие поются следующие тропари:
Глас Господень на вода́х вопие́т, глаголя: прииди́те, приими́те вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, я́вльшагося Христа.
Днесь вод освяща́ется естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвраща́ет струи, Владыку зря креща́ема.
Яко человек на реку прише́л еси́, Христе Царю́, и рабское крещение прия́ти тщи́шися, Блаже, от Предте́чеву руку́, грех ради наших, Человеколю́бче!
Слава отцу и Сыну и Святому Духу.
Ко гласу вопию́щаго в пустыни, угото́вайте путь Господень, прише́л еси́, Господи, зрак рабий прии́м, крещения прося́, не ве́дый греха. Ви́деша Тя воды и убоя́шася, тре́петен бысть Предтеча, и возопи́ глаго́ля: ка́ко просветит светильник Света, како руку́ положи́т раб на Владыку? Освяти́ мене́ и воды, Спасе, взе́мляй ми́ра грех.
Елена Викторовна Тростникова