По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Неделя святых праотцев

Два последних воскресенья Рождественского поста недели посвящены ветхозаветным праведникам, родственникам Иисуса Христа. Церковные песнопения и чтения этих праздников вводят нас в ветхозаветную библейскую историю, чтобы мы смогли достойно и осмысленно встречать грядущего в мир Богомладенца, Спасителя рода человеческого.
В Неделю святых пра́отец (пра́отцев) Церковь воспоминает всех древних родоначальников богоизбранного народа и их потомков, от Адама до Иосифа Обручника. Здесь пред нами символически предстает вся история дохристианского человечества! В перечне имен особо выделяются ветхозаветные пророки, готовившие людей к пришествию Мессии-Христа, и все библейские праведники. Но наибольшее внимание в службах и Недели праотцев, и последующей Недели отцев уделяется пророку Даниилу и трем отрокам, нахождение которых «в пещи огненной» стало прообразом Рождества Христова: как пребывание трех отроков в огне печи не причинило им вреда, так и вселившийся в «утробу Девичу» Бог, который есть Огонь, не опалил ее. Отроки Анания, Азария и Мисаил, невредимо славившие Господа в пылающей печи, воплощают всю живую веру ветхозаветного человечества, всю силу благодарной хвалы. Весь этот библейский эпизод (глава 3 библейской Книги пророка Даниила) целиком читается на службе Великой Субботы, воплощая уже не Рождество Христово, а воскресение Его. А седьмая и восьмая песни любого канона отсылают к песням трех отроков в пещи́ (этих песней две). Отроки в пещи  это ветхозаветное «Слава Богу за всё!», к которому Церковь обращается в своем ежедневном богослужении и в преддверии величайших праздников. Эти песни надо читать не в пересказе, а в самой Библии.
На Руси в XVIXVII веках «Пещное действо», изображавшее этот эпизод, входило в состав церковного, богослужебного чина, совершавшегося в Успенском соборе Московского Кремля, в Софийском соборе Великого Новгорода и в других городах, где были кафедральные соборы.

Елена Тростникова

Поделиться в