По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
(21 сентября/4 октября)
Святитель Димитрий, возглавлявший Ростовскую кафедру семь с небольшим лет, преставился в 1709 году в возрасте 58 лет. В духовном завещании он просил похоронить его «в углу церкви монастыря св. Иакова», там, где сам он назначил место еще при совершении первой своей литургии в Ростовском крае.
Спустя 42 года в том месте, где был погребен святитель Димитрий и где наверху стояла деревянная гробница, пол опустился, чугунные плиты тряслись, и была опасность, что пол провалится. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, позже пострадавший за веру и прославленный во святых) благословил передвинуть гробницу на другое место, разобрать пол и выяснить, почему он оседает. И вот в сентябре 1752 года при разборке пола было обнаружено, что над гробом никакого каменного свода нет, а только прогнившие и проломившиеся доски, присыпанные землей, которая просела вместе с ними. Крышка гроба также сгнила и проломилась, а через щели ее были видны нетленные одеяния на святителе.
Митрополит, пораженный известием о нетлении одежд, приехал сам осмотреть захоронение. Было засвидетельствовано: «Одеяние на нем: омофор, саккос, поручи и другое все нетленное, на вые (шее) крест медный позолоченный на тонком шелковом тканце невредим и со тканцем… четки на руковах шелковыя невредимы, власы на главе все в целосте и на браде волосы имеются все в целости, башмаки черныя тверды». Митрополит распорядился изготовить как можно скорее новый гроб и каменное надгробье. Была составлена следственная комиссия из семи членов для освидетельствования мощей, а также чудес, совершавшихся по молитве к святителю.
Останки святителя, 42 года лежавшие в земле, с полным вниманием были осмотрены и поставлены в той же церкви; составлена была подробная «опись, в каком качестве явились мощи покойнаго преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго».
Тогдашний митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, также прославленный во святых) подал рапорт в Синод. Спустя четыре года он писал императрице Елизавете Петровне, что «уже и то одно надо признавать за чудо, что тело святителя в продолжение 43 лет лежащее, не истлело, и облачение в прах и пепел не обратилось и такового чуда, за чудо не признавать опасно для моей совести, дабы не богоборствовать».
По указанию императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся глубоким и искренним благочестием (единственная по сути православная из всех наших правителей и правительниц ΧVIII века), в 1754 г. была создана комиссия Синода, которая подтвердила нетленность мощей святителя и произвела тщательное расследование чудотворений, совершавшихся при гробе. К своему докладу в Синод митрополит Арсений приложил тетрадку, в которой значилось 22 чудесных исцеления. Сведения о них и легли в основание дела прославления памяти чудотворца. Были опрошены те исцеленные, кто жил неподалеку от Ростова, причем подлинность свидетельств каждого непременно заверялась показаниями еще нескольких лиц — священника, родственников, соседей. Первые три из таких исцелений очень похожи: уже несколько лет как ослепшие старые люди, страдавшие к тому же головными болями, нуждавшиеся в проводнике даже на малые расстояния, после молитвы у гроба святителя Димитрия прозревали.
Благодаря настойчивости императрицы вскоре было совершено официальное прославление святителя Димитрия — первое прославление святого в Синодальный период. Сразу было установлено два дня памяти нового святого: 21 сентября (обретение мощей, по новому стилю 4 октября) и 28 октября (преставление, 10 ноября по новому стилю).
Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.
Православия ревни́телю и раскола искорени́телю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси, цевни́це духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душа́м нашим.
Елена Тростникова