По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Обретение мощей святителя Дмитрия Ростовского

(21 сентября/4 октября)

Святитель Димитрий, возглавлявший Ростовскую кафедру семь с небольшим лет, преставился в 1709 году в возрасте 58 лет. В духовном завещании он просил похоронить его «в углу церкви монастыря св. Иакова», там, где сам он назначил место еще при совершении первой своей литургии в Ростовском крае.

Спустя 42 года в том месте, где был погребен святитель Димитрий и где наверху стояла деревянная гробница, пол опустился, чугунные плиты тряслись, и была опасность, что пол провалится. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, позже пострадавший за веру и прославленный во святых) благословил передвинуть гробницу на другое место, разобрать пол и выяснить, почему он оседает. И вот в сентябре 1752 года при разборке пола было обнаружено, что над гробом никакого каменного свода нет, а только прогнившие и проломившиеся доски, присыпанные землей, которая просела вместе с ними. Крышка гроба также сгнила и проломилась, а через щели ее были видны нетленные одеяния на святителе.

Митрополит, пораженный известием о нетлении одежд, приехал сам осмотреть захоронение. Было засвидетельствовано: «Одеяние на нем: омофор, саккос, поручи и другое все нетленное, на вые (шее) крест медный позолоченный на тонком шелковом тканце невредим и со тканцем четки на руковах шелковыя невредимы, власы на главе все в целосте и на браде волосы имеются все в целости, башмаки черныя тверды». Митрополит распорядился изготовить как можно скорее новый гроб и каменное надгробье. Была составлена следственная комиссия из семи членов для освидетельствования мощей, а также чудес, совершавшихся по молитве к святителю.

Останки святителя, 42 года лежавшие в земле, с полным вниманием были осмотрены и поставлены в той же церкви; составлена была подробная «опись, в каком качестве явились мощи покойнаго преосвященнаго Димитрия, митрополита Ростовскаго».

Тогдашний митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич, также прославленный во святых) подал рапорт в Синод. Спустя четыре года он писал императрице Елизавете Петровне, что «уже и то одно надо признавать за чудо, что тело святителя в продолжение 43 лет лежащее, не истлело, и облачение в прах и пепел не обратилось и такового чуда, за чудо не признавать опасно для моей совести, дабы не богоборствовать».

По указанию императрицы Елизаветы Петровны, отличавшейся глубоким и искренним благочестием (единственная по сути православная из всех наших правителей и правительниц ΧVIII века), в 1754 г. была создана комиссия Синода, которая подтвердила нетленность мощей святителя и произвела тщательное расследование чудотворений, совершавшихся при гробе. К своему докладу в Синод митрополит Арсений приложил тетрадку, в которой значилось 22 чудесных исцеления. Сведения о них и легли в основание дела прославления памяти чудотворца. Были опрошены те исцеленные, кто жил неподалеку от Ростова, причем подлинность свидетельств каждого непременно заверялась показаниями еще нескольких лиц  священника, родственников, соседей. Первые три из таких исцелений очень похожи: уже несколько лет как ослепшие старые люди, страдавшие к тому же головными болями, нуждавшиеся в проводнике даже на малые расстояния, после молитвы у гроба святителя Димитрия прозревали.

Благодаря настойчивости императрицы вскоре было совершено официальное прославление святителя Димитрия  первое прославление святого в Синодальный период. Сразу было установлено два дня памяти нового святого: 21 сентября (обретение мощей, по новому стилю 4 октября) и 28 октября (преставление, 10 ноября по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в.

 

Тропарь, глас 8

Православия ревни́телю и раскола искорени́телю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси, цевни́це духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душа́м нашим.

  • Ревнителю, искоренителю, целебниче, молитвенниче, цевнице  всё это формы звательного падежа, который указывает на обращение к лицу, как и сама форма имени  Димитрие.
  • Списа́ньми твоими бу́их уцелому́дрил еси — подразумеваются прежде всего противораскольнические сочинения святителя Димитрия, которыми он вразумил многих «буих», то есть безумствующих в расколе.
  • Цевни́це (свирель) духовная  с музыкальным инструментом Духа часто сравниваются мудрые святители  архиереи  в тропарях, посвященных им.

Елена Тростникова

Поделиться в