По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
14 августа, за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы, начинается самый короткий из всех многодневных постов, единственный, посвящённый Богородице (отсюда народное название поста: Госпожинки). пост весьма строгий: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня, но из-за краткости поста и обилия созревших овощей и плодов выдержать его в пищевом отношении достаточно просто. А в духовном… лучше всех о смысле поста сказал митрополит Сурожский Антоний, почивший незадолго до начала Успенского поста — 4 августа 2003 года:
«Это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя всё, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется».
По преданию, Пресвятая Дева заранее знала день своего ухода из мира и готовилась к переходу в вечность постом и усиленной молитвой. Подвижник XV века святой Симеон Солунский писал: «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».
Первый Спас (1/14 августа)
Открывается Успенский пост праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Происхождение — это не про то, откуда возник Крест (хотя об этом есть отдельная история), а про то, что Животворящее Древо износили из храма и проходили с ним через столицу Византии. В августе, в жару, были часты эпидемии, и для защиты от них Крест стали проносить по городу, освящая им дома и улицы Константинополя, а по завершении хода предлагали горожанам поклониться кресту. Теперь поклонение Кресту совершается в храме, он износится только из алтаря, но суть празднования остается прежней и выражается в тропаре (который поется и в другие праздники Креста Господня — Неделю Крестопоклонную Великого поста и на Воздвижение Креста Господня):
Тропарь, глас 1-й
Спаси́, Господи, люди Твоя́ и благослови достоя́ние Твое, победы на сопроти́вныя да́руя и Твое́ сохраняя Крестом Твоим жи́тельство.
Достоя́ние — наследие. На сопроти́вныя — над противниками. Жи́тельство — жилище, т. е. народ Божий — православных христиан.
Праздник посвящён Кресту — а значит, Спасителю, Его крестному подвигу. Поэтому называется он Первым Спасом, то есть первым в ряду близких друг к другу по времени празднований Спасителю (второй — Преображение, третий — праздник Нерукотворного образа Спасителя).
Преображение Господне (6/19 августа)
Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос возвел трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор, для молитвы, и преобразился там, явив им Своё Божественное величие и славу. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Два пророка-боговидца, Моисей и Илия, беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях. Явление Божественного света потрясло апостолов страхом и восторгом, они пали на землю. Всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
В центре иконы Преображения — Христос, от Которого исходят лучи света — не простого земного света, но света Божией Славы. Отблески этого света — и на горе, и на упавших в страхе и изумлении учениках, и на всём. Рядом со Христом на вершине горы — пророки Моисей и Илия, они вошли в светящийся круг возле Него, они уже причастны Славе Божией и беседуют с Господом.
А ученики внизу — опрокинуты, потрясены, они не могут ещё вместить и чуда, и силы Божией. Но это страх, полный радости и восторга: «Господи! Хорошо нам здесь быть!» Они не могут смотреть на сияющего ярче солнца Христа, как не можем мы впрямую смотреть на солнце в небе — но хотели бы остаться здесь навсегда, надолго.
Тропарь, глас 7
Преобразился еси́ на горе́, Христе Боже, показа́вый ученико́м Твоим славу Твою, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам грешным свет Твой присносу́щный, молитвами Богородицы, Светода́вче, слава Тебе.
Якоже можа́ху — насколько они могли (ее видеть). Присносу́щный — вечный.
Кондак, глас 7
На горе́ преобразился еси́, и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои, славу Твою, Христе Боже, ви́деша: да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страдание у́бо уразуме́ют во́льное, ми́рови же пропове́дят, я́ко Ты еси́ воистину Отчее сия́ние.
Якоже вмеща́ху — насколько они вмещали. Ученицы́ — ученики. Егда́ — когда. Страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное — уразумеют, что Твое страдание добровольно.
Величание
Величаем Тя, Живода́вче Христе́ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ пресла́вное преображе́ние.
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)
Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь.
Наконец Богоматери явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Для Пречистой Девы это была благая весть: скоро Она увидит Своего Сына. По молитве Божией Матери ко времени ее успения в Иерусалим из дальних стран чудесным образом стали собираться Апостолы.
На иконе Успения апостолы склонились к смертному ложу Пресвятой Богородицы, оплакивая разлуку с Нею. Да, они понимают, что Она перешла к лучшей и вечной жизни, они видели Ее мирную, светлую кончину — Ее успение с улыбкой любви не устах, но как горько им остаться здесь, на земле, без Нее!
А надо всем, невидимый им — стоит Христос!
То темное и таинственное поле, что окружает Его (в этом поле видны Ангелы) — это символ, зримое выражение иного пространства, таинственных сил Царствия Небесного.
А что же это за младенец на руках Христа?
Это душа Пресвятой Богородицы, новорождённая для Вечности.
А свеча у подножия ложа — символ жизни человеческой. Душа — как этот огонек свечи…
Успение Пресвятой Богородицы для нас всех — праздник торжества жизни и любви. Пребывая на Небе со Своим Сыном и Богом, Пречистая Дева молит за весь мир, Ее любовь и заступничество достигают каждого человека.
Тропарь, глас 1
В рождестве́ Девство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богородице, преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и молитвами Твоими избавля́еши от смерти ду́ши на́ша.
При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем — не оставила мира, Богородица: ты перешла к жизни, так как Ты — Мать Жизни (Ма́ти су́щи Живота), и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак, глас 2
В молитвах неусыпа́ющую Богородицу и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние, гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь, к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся присноДевственную.
В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу (в предста́тельствах непрело́жное упова́ние) гроб и смерть не удержали: (Тебя), как Мать Жизни, переселил к жизни (к животу́ преста́ви) Вселившийся в (Твою) приснодевственную утробу.
Величание
Величаем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа Бога нашего, и всесла́вное сла́вим успе́ние Твое́.
Стихира
О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и ле́ствица к небеси́ гроб быва́ет: весели́ся, Гефсима́ние, Богоро́дичен святы́й до́ме. Возопии́м, ве́рнии, Гаврии́ла иму́ще чинонача́льника: Благода́тная, радуйся, с Тобою Господь, подая́й ми́рови Тобою ве́лию милость.
Елена Тростникова