По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («три дня Пасха» — пишется в богослужебных книгах), как тесно связанный с тайной Спасения. Еще в IV веке про это сказал святитель Афанасий Великий: «Божие Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились». Теперь эту мысль часто передают так: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».
Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества Христова — главное песнопение праздника.
Рождество Твое́, Христе Боже наш, / возсия́ ми́рови свет разума,/ в не́м бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся / Тебе кла́нятися Солнцу правды / и Тебе ве́дети с высоты Востока. // Господи, слава Тебе!
Мы поём о том, что Рождество Господа нашего Иисуса Христа озарило мир светом разума. Мы вспоминаем мудрецов-волхвов, которые всю жизнь поклонялись звёздам (звезда́м служа́щии) — и звезда же научила их поклоняться истинному свету — Солнцу правды, Господу Иисусу Христу (Тебе кланятися, Солнцу правды), и знать Истинного Бога, сошедшего с высоты (Тебе́ ве́дети, с высоты Востока).
Восток здесь — не название страны света, а именование Самого Христа -Восходящего Солнца (как только что пелось — Солнце правды). Так назвал его в Евангелии от Луки святой праведный Захария, отец Иоанна Предтечи: Посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1, 7879). А до этого ожидаемого Христа называли Востоком — Восходящим — пророки Иеремия и Захария.
Обратите внимание на сочетание противоположных смыслов в самом выражении с высоты́ Восто́ка (Восток свыше): обычное, земное солнце восходит снизу вверх (вос-ток, вос-ход), а Христос, Солнце правды (так Его тоже именовали пророки), сходит с высоты́ (свыше). Господь с непостижимой небесной высоты сошёл к людям, стал Человеком, родился в пещере для скота. Что это Сын Божий, Спаситель мира, — Бог открыл простым пастухам и премудрым волхвам. С ними и мы поём: Господи, слава Тебе!
Другое песнопение праздника — конда́к:
Дева днесь Пресу́щественнаго ражда́ет / и земля верте́п Непристу́пному прино́сит; / Ангели с па́стырьми славосло́вят, / волсви́ же со звездою путешествуют: / нас бо ради роди́ся // Отроча́ мла́до, преве́чный Бог.
Кондак Рождества Христова построен на парадоксальных сопоставлениях, сведении воедино противоположностей:
Дева — но рождает; рождает сегодня — Того, Кто существовал всегда (Пресу́щественнаго);
Он Неприступный — но земля приносит Ему дары; приносит Богу и Владыке не храм и не дворец — а пещеру;
Ангелы заодно с простыми пастухами;
люди (волхвы) путешествуют вместе со звездой;
и всё потому, что ради нас, людей, — родился Сам Бог;
Он и маленький Младенец (Отроча́ Мла́до) — и всегда существовавший, преве́чный Бог.
Величание
Величаем Тя, / Живода́вче Христе, / нас ради ныне пло́тию ро́ждшагося / от безневе́стныя / и Пречи́стыя Девы Марии.
Елена Викторовна Тростникова