По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского
Праздников праздник — Пасха — длится 39 дней. До Отдания, накануне Вознесения Господня, — всё Пасха, всё «Христос воскресе!». Светлая седмица — как один сияющий день, но и дальше льётся и льётся пасхальный свет. Этим неповторимым светом освещаются и памяти святых, выпадающие на пасхальный период. А еще они сходятся и сочетаются с праздничными памятями, прикрепленными к самой Пасхе.
Память великомученика и Победоносца Георгия 23 апреля/6 мая — такой именно праздник, всегда пасхальный! (А вот весенние памяти Святителя Николая и Апостола Иоанна Богослова в этом году выпали на вознесенский период.) Великомученик Георгий — на гербе Москвы. С первых лет христианства на Руси это был один из самых почитаемых святых, в честь него был воздвигнут первый каменный храм Киевской Руси и, возможно, первый из русских монастырей; его имя получали в крещении древнерусские князья. Для крестьянской Руси великомученик Георгий значил не меньше, чем для княжеской и воинской: первый выгон скота на Егорьев день, Егорий — «волчий пастух» и покровитель пастухов.
Святой великомученик Георгий получил имя Победоносца, он был храбрым и непобедимым полководцем (у нас на Руси — Егорий Храбрый). Эту сторону его подвига раскрывает тропарь святому.
Тропарь, глас 4:
Я́ко пле́нных свободи́тель / и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вpач, / правосла́вных побо́рниче* / победоно́сче великому́чениче Гео́pгие, // моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
* До революции, искоренившей всё монархическое, здесь было: «царе́й побо́рниче», — теперь тропарь можно встретить в обоих вариантах.
Сами слова тропаря не особенно нуждаются в пояснениях, но добавим совсем немного грамматики. В центре тропаря мы обращаемся к святому, это выражено в четырех формах звательного падежа: «правосла́вных побо́рниче, победоно́сче, великому́чениче Гео́pгие». Начало тропаря — это обоснование нашего прошения: ты, как освободитель пленных, защитник нищих, врач немоществующих (тут уже именительные падежи, это не обращения!) — вот в этом качестве, поэтому, этой силой и моли Христа Бога о нас!
А вот в кондаке обыгрывается само имя святого, означающее по-гречески «земледелец» (вспомним первую часть имени — «гео», запечатленную в названиях наук географии и геологии; а вторая часть нам знакома хотя бы по слову «литургия», переводящемуся как «общее дело»; можно вспомнить также слова «хирургия», «драматургия», «металлургия»). Кондак святому гораздо меньше известен нам на слух, но стоит внимательно прочитать его.
Кондак, глас 4:
Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший, / доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́, / се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши, / страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́, // и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.
Де́латель кондака — это как раз земле-делец. А сам этот делатель Божией нивы возде́лан от Бо́га, взращён Им. Этот вот де́латель честне́йший (в церковном языке это означает — высоко чтимый) собрал себе доброде́телей рукоя́ти. Церковнославянское и древнерусское «рукоять» — это то, что захватывает рука, прежде всего при жатве (глагол «я́ти» — брать). Здесь кондак обращается к образу Псалма 125, стихи 5–6: Сеющии слеза́ми, ра́достию по́жнут, ходя́щии хожда́ху и пла́кахуся, мета́юще семена своя: гряду́ще же прии́дут ра́достию, взе́млюще рукоя́ти своя́ (в Синодальном переводе: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои).
В этот же самый день, 6 мая, в Евангельском чтении в храме прозвучат слова Христа, развивающие тот же образ:
Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут… (Ин. 4, 35–36)
Это из чтения Недели (воскресенья) о Самаряны́не (самарянке) — 5-го воскресенья по Пасхе, на которое этом году и приходится праздник Георгия Победоносца. Слова сказаны, когда самарянка уже поведала своим односельчанам о том, что она повстречала Христа, Спасителя, и к колодцу, возле которого Он сидел, стали спешно сходиться все они. Это уже почти самый конец длинного евангельского чтения, в котором апостол Иоанн с удивительной яркостью и репортажной точностью передал беседу простодушной и горячей сердцем женщины с Господом Иисусом Христом, — женщины, которая, услышав «Это Я, Который говорю с тобою», — уверовала, оставила свой сосуд для воды, забыла все житейские нужды и бросилась поделиться главной, несравненной вестью о Спасителе.
Ей и нам Он сказал слова: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине…
У Пасхальных Недель нет своих тропарей — в эти дни поются воскресные тропари соответствующих гласов, а вот кондаки у них есть. Кондак Недели о Самаряныне очень емко и ярко передает образ события.
Кондак, глас 8:
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, / ви́де Тя прему́дрости воду, / е́юже напои́вшися оби́льно, / Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.
Кла́дязь — это колодец, источник, у которого происходит всё действие 4-й главы Евангелия от Иоанна. (Знакомое всем выражение «кладезь премудрости» означает «источник премудрости», а не «клад» ее.). Непременно перечитайте эту евангельскую главу, лучше и до, и после службы! Ею невозможно насытиться, как той самой «водой премудрости».
И тут же, рядом в богослужении тема живой воды — воды благочестия и премудрости — прозвучит в связи с другим праздником! Целую неделю длится попра́зднство Преполове́ния Пятидесятницы — со среды седмицы Расслабленного (4-й недели по Пасхе) до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. Сам это праздник будет 2 мая (кстати, на него придется память блаженной Матроны Московской).
Тропарь, глас 8:
Преполови́вшуся пра́зднику, / жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, / я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: / жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. / Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Преполови́вшуся пра́зднику — это значит ровно посредине праздничного периода Пятидесятницы, между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа. В Евангелии, которое читается в сам праздник (в этом году — 2 мая), повествуется о том, как вошел Иисус в храм и учил, и было это в прополовение — в середине — иудейского праздника кущей, длящегося неделю. Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня, — говорил Он. Но вот слова жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т не входят в звучащий в евангельском чтении Преполовения отрывок (Ин. 7, 14–30), они — чуть позже: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 37–39)
О той же воде жизни и бессмертия, которую обещал дать Иисус самарянке, поётся и в кондаке Преполовения:
Кондак, глас 4:
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Вот как удивительно сплетаются в благоуханный венок праздники, сошедшиеся вместе, — их смыслы и их слова. И хочется повторить слова самарянки: Господи, даждь ми сию воду!
Елена Тростникова