По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Святой великомученик Георгий, самарянка и преполовение

Праздников праздник  Пасха  длится 39 дней. До Отдания, накануне Вознесения Господня,  всё Пасха, всё «Христос воскресе!». Светлая седмица  как один сияющий день, но и дальше льётся и льётся пасхальный свет. Этим неповторимым светом освещаются и памяти святых, выпадающие на пасхальный период. А еще они сходятся и сочетаются с праздничными памятями, прикрепленными к самой Пасхе.

Память великомученика и Победоносца Георгия 23 апреля/6 мая  такой именно праздник, всегда пасхальный! (А вот весенние памяти Святителя Николая и Апостола Иоанна Богослова в этом году выпали на вознесенский период.) Великомученик Георгий  на гербе Москвы. С первых лет христианства на Руси это был один из самых почитаемых святых, в честь него был воздвигнут первый каменный храм Киевской Руси и, возможно, первый из русских монастырей; его имя получали в крещении древнерусские князья. Для крестьянской Руси великомученик Георгий значил не меньше, чем для княжеской и воинской: первый выгон скота на Егорьев день, Егорий  «волчий пастух» и покровитель пастухов.

Святой великомученик Георгий получил имя Победоносца, он был храбрым и непобедимым полководцем (у нас на Руси  Егорий Храбрый). Эту сторону его подвига раскрывает тропарь святому.

Тропарь, глас 4:

Я́ко пле́нных свободи́тель / и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вpач, / правосла́вных побо́рниче* / победоно́сче великому́чениче Гео́pгие, // моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

* До революции, искоренившей всё монархическое, здесь было: «царе́й побо́рниче»,  теперь тропарь можно встретить в обоих вариантах.

Сами слова тропаря не особенно нуждаются в пояснениях, но добавим совсем немного грамматики. В центре тропаря мы обращаемся к святому, это выражено в четырех формах звательного падежа: «правосла́вных побо́рниче, победоно́сче, великому́чениче Гео́pгие». Начало тропаря  это обоснование нашего прошения: ты, как освободитель пленных, защитник нищих, врач немоществующих (тут уже именительные падежи, это не обращения!)  вот в этом качестве, поэтому, этой силой и моли Христа Бога о нас!

 А вот в кондаке обыгрывается само имя святого, означающее по-гречески «земледелец» (вспомним первую часть имени  «гео», запечатленную в названиях наук географии и геологии; а вторая часть нам знакома хотя бы по слову «литургия», переводящемуся как «общее дело»; можно вспомнить также слова «хирургия», «драматургия», «металлургия»). Кондак святому гораздо меньше известен нам на слух, но стоит внимательно прочитать его.

Кондак, глас 4:

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший, / доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́, / се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши, / страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́, // и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Де́латель кондака  это как раз земле-делец. А сам этот делатель Божией нивы возде́лан от Бо́га, взращён Им. Этот вот де́латель честне́йший церковном языке это означает  высоко чтимый) собрал себе доброде́телей рукоя́ти. Церковнославянское и древнерусское «рукоять»  это то, что захватывает рука, прежде всего при жатве (глагол «я́ти»  брать). Здесь кондак обращается к образу Псалма 125, стихи 56: Сеющии слеза́ми, ра́достию по́жнут, ходя́щии хожда́ху и пла́кахуся, мета́юще семена своя: гряду́ще же прии́дут ра́достию, взе́млюще рукоя́ти своя́ (в Синодальном переводе: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои).

В этот же самый день, 6 мая, в Евангельском чтении в храме прозвучат слова Христа, развивающие тот же образ:

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут (Ин. 4, 3536)

Это из чтения Недели (воскресенья) о Самаряны́не (самарянке)  5-го воскресенья по Пасхе, на которое этом году и приходится праздник Георгия Победоносца. Слова сказаны, когда самарянка уже поведала своим односельчанам о том, что она повстречала Христа, Спасителя, и к колодцу, возле которого Он сидел, стали спешно сходиться все они. Это уже почти самый конец длинного евангельского чтения, в котором апостол Иоанн с удивительной яркостью и репортажной точностью передал беседу простодушной и горячей сердцем женщины с Господом Иисусом Христом,  женщины, которая, услышав «Это Я, Который говорю с тобою»,  уверовала, оставила свой сосуд для воды, забыла все житейские нужды и бросилась поделиться главной, несравненной вестью о Спасителе.

Ей и нам Он сказал слова: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине

У Пасхальных Недель нет своих тропарей  в эти дни поются воскресные тропари соответствующих гласов, а вот кондаки у них есть. Кондак Недели о Самаряныне очень емко и ярко передает образ события.

Кондак, глас 8:

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, / ви́де Тя прему́дрости воду, / е́юже напои́вшися оби́льно, / Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Кла́дязь  это колодец, источник, у которого происходит всё действие 4-й главы Евангелия от Иоанна. (Знакомое всем выражение «кладезь премудрости» означает «источник премудрости», а не «клад» ее.). Непременно перечитайте эту евангельскую главу, лучше и до, и после службы! Ею невозможно насытиться, как той самой «водой премудрости».

И тут же, рядом в богослужении тема живой воды  воды благочестия и премудрости  прозвучит в связи с другим праздником! Целую неделю длится попра́зднство Преполове́ния Пятидесятницы  со среды седмицы Расслабленного (4-й недели по Пасхе) до среды следующей седмицы, в которую бывает отдание. Сам это праздник будет 2 мая (кстати, на него придется память блаженной Матроны Московской).

Тропарь, глас 8:

Преполови́вшуся пра́зднику, / жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, / я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: / жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. / Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Преполови́вшуся пра́зднику  это значит ровно посредине праздничного периода Пятидесятницы, между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа. В Евангелии, которое читается в сам праздник (в этом году  2 мая), повествуется о том, как вошел Иисус в храм и учил, и было это в прополовение  в середине  иудейского праздника кущей, длящегося неделю. Мое учение  не Мое, но Пославшего Меня,  говорил Он. Но вот слова жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т не входят в звучащий в евангельском чтении Преполовения отрывок (Ин. 7, 1430), они  чуть позже: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 3739)

О той же воде жизни и бессмертия, которую обещал дать Иисус самарянке, поётся и в кондаке Преполовения:

Кондак, глас 4:

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Вот как удивительно сплетаются в благоуханный венок праздники, сошедшиеся вместе,  их смыслы и их слова. И хочется повторить слова самарянки: Господи, даждь ми сию воду!

Елена Тростникова

Поделиться в