По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Священномученик Михаил Горбунов, пресвитер Пошехонский (+1938)

память 22 февраля/7 марта

Еще один новомученик земли Ярославской, о котором сохранилось мало сведений, от кого не осталось фотографии, икона которого еще не написана  и путь которого к Горней славе так же характерен и типичен для мучеников XX века, как типичны для их эпохи жития древних мучеников-воинов (например, Феодора Тирона, о котором мы тоже рассказывали).

Священномученик Михаил родился 2 сентября 1878 года в деревне Селиверстово Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Петра Горбунова. Деревня Селиверстово относилась к приходу села Ракоболь, где будущий священник и был крещен. До революции он служил псаломщиком в Благовещенской церкви села Ракоболь, затем был рукоположен в сан диакона.

Во время антибольшевистского ярославского восстания летом 1918 года некоторое время был под арестом.

В 1923 году отец Михаил был рукоположен в сан священника и был определен к Преображенской церкви села Спас (или, иначе, Спасской церкви Юрневского сельсовета Пошехоно-Володарского уезда). Этот поступок в 1923 году, когда гонения на христиан лишь набирали силу и ничто не предвещало изменений к лучшему, был уже исповедничеством, свидетельством крепкой веры и решимости отдать жизнь служению Христу и Его Церкви даже до страданий и крови

В 1935 году церковь закрыли (откроют ее лишь после войны), отец Михаил потерял место служения. Семьи у батюшки не было, он поселился у своего брата в деревне Селиверстово и стал зарабатывать на жизнь тем, что ходил по деревням, чинил часы и другие предметы домашнего обихода, в чем был искусен. Я знаю похожий случай, когда в 30 годах после массового тогда закрытия храмов священник ходил по деревням «под видом стекольщика», как указано в протоколах допросов, и действительно зарабатывал этим на жизнь, но и совершал тайные требы и тайно служил Литургию, причащал верующих. Мы не знаем, служил ли Литургию отец Михаил (а скорее всего, он мог сохранить антиминс из закрытого храма и на нем совершать Таинство), но наверняка он исповедовал, крестил в тех деревнях, которые посещал,  оставался священником. Если так, его никто не выдал

с. Спас, Преображенская церковь

 

В августе 1937 года, после выхода секретного приказа НКВД  00447, начался так называемый Большой террор  повальные аресты «контрреволюционеров» разных категорий, в число которых автоматически попадали священнослужители и так называемые «активные церковники». После недолгого следствия тройка НКВД выносила приговоры: либо по 1-й категории  расстрел (родственникам сообщалось в таком случае  10 лет без права переписки, хотя приговор приводился в исполнение почти сразу), либо по 2-й  58 лет лагерей. Разнарядки на число требуемых приговоров по обеим категориям были спущены в регионы, и требовалось набирать эту статистику.

12 октября 1937 года отец Михаил был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, хождении по деревням с целью антисоветской агитации и участии в повстанческой организации» и в тот же день допрошен.

Протоколы допросов строятся по принципу: вопрос следователя (В.)  ответ подслед-ственного (О.).

В.: Вы арестованы как участник повстанческой группы. Дайте показания.

О.: Участником повстанческой группы я не состою и о наличии организации ничего не знаю.

И далее все разворачивается типично. На бумаге совсем просто: следователь, как бы не слыша отказов подследственного, продолжает долбить одно и то же разными словами, подставляя каждый раз новую деталь обвинения:

В.: Общаясь в среде колхозников, вы проводили активную контрреволюционную повстанческую агитацию. Расскажите об этом подробно.

О.: С колхозниками я действительно общаюсь, но повстанческой агитации не вел.

Следующая ступенька, обычно третий вопрос в протоколах  ссылка на подлинные или ложные показания третьего лица:

В.: Вам зачитываются показания свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной деятельности. Продолжаете ли вы и теперь отрицать ее?

О.: Отрицаю, свидетель показывает неправду.

В.: Вы лжете. Следствие требует дать правдивые показания.

О.: Нет, я контрреволюционной работы не вел.

Отец Михаил отрицает все обвинения. За строками протокола всегда есть фигура умолчания: что происходило в промежутке между вопросами-ответами, зафиксированными на бумаге. Мы знаем, что каждый сеанс следствия мог длиться много часов, что применялись «методы физического воздействия» и воздействия психологического, когда человеку объясняли, какие последствия может иметь его отказ признаваться в предъявленном преступлении для его близких, и так далее. Может быть, и не пытали, но почти наверняка били На приговор наличие или отсутствие признания обвиняемого, как мы теперь знаем, практически не влияло. Но отказ от лжи на следствии  это стояние перед Истиной, Христом.

На этом допросы были закончены. 15 октября тройка НКВД приговорила отца Михаила к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь  2-я категория приговоров. Она для очень многих оказывалась страшнее 1-й, страшнее пули в затылок, потому что это оказывалось смертью медленной, мучительной, унизительной и страшной

23 октября отец Михаил прибыл этапом в Архангельскую область, в недавно созданный Кулойский лагерь  Кулойлаг, славившийся жестокими условиями жизни и труда. Здесь умирал каждый четвертый заключенный. Лагерь занимался заготовкой леса для лесопильных заводов Архангельска.

Для заключенных ставили палатки, в которых строили одно-, двухъярусные нары, но зачастую и их не было. Палаток не хватало. Несмотря на то, что рассчитаны они были на 50 человек, в них вмещали 150. О каких нарах здесь могла быть речь? На ряде лагпунктов дело обстояло еще хуже. Для размещения заключенных не оказывалось ни бараков, ни палаток. Спали прямо на земле, «в лужах грязи и зловония от человеческих испражнений». Конвой никого не выпускал из шалашей даже для отправления естественных надобностей, так как не было зоны оцепления.

Бараки в основном были однотипными для всех лагпунктов. Это строения длиной 30 м и шириной 9 м. Рубились из бревен. Потолков не имели, шла сразу крыша, покрытая преимущественно дранкой, редко тесом. Строили сами заключенные, в спешке, без определенных навыков. Бревна зачастую клались без предварительной окорки, без выемки пазов; щели потом затыкали обрывками одежды, заколачивали дощечками.

Первоначально бараки оборудовались сплошными нарами. При этой системе на одного человека приходилось около 0,8 м², что позволяло вмещать в барак заключенных гораздо больше рассчитанной нормы.

Рабочий день длился 10 часов без перерыва на обед. За это время каждый заключенный должен был в среднем свалить, обру¬бить сучья, раскряжевать и окучить около восьми стволов деревь¬ев, что составило бы его дневную норму  7,2 кубометра. Заключенные первой категории получали 800 грамм хлеба, второй  500, третьей  400 грамм. Невыполнение нормы влекло за собой сокращение пайки хлеба, уменьшение пайки приводило к потере сил, а это в дальней¬шем еще более усложняло возможность выполнения нормы.

Шестидесятилетний отец Михаил продержался в таких условиях четыре месяца. 7 марта 1938 года святой страдалец скончался и был похоронен в безвестной могиле.

Он был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Елена Тростникова

Поделиться в