По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Священномученик Никодим (Коротков), архиепископ Костромской и Галичский

Ноябрь 1907 года. Отгремела первая русская революция, до второй ровно десятилетие. Совершается епископская хиротония. Один из рукополагавших епископов произносит традиционное слово к посвящаемому  не ведая, насколько это слово пророческое:

«Во все времена был высок и труден подвиг епископского служения уже потому, что епископство есть служение высшим духовным целям человеческой жизни. Но в настоящее неспокойное время  время шатания и колебания в мысли и в жизни, отрицания всего, что выше вещественной потребности,  епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим. Настоящая современность с каким-то особенным усердием готова вести  и ведет  епископа на Голгофу, чтобы распять там и сделать его мишенью для всяческих злословий, укоров, издевательств Но да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое, возлюбленный о Христе брат Паси жезлом сим словесное стадо Христово, помня глагол Господень: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.10,11)».

Тот, к кому было обращено это слово, скончался в августе 1938 года в Ярославской тюрьме, исполнив завет Христа, и прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Будущий священномученик родился 29 ноября 1868 г. в бедной семье священника села Погрешино Середского уезда Костромской губернии Василия Кроткова и был крещен с именем Николай. Закончив Костромское духовное училище и Духовную семинарию, где учились его отец, дед и дядья, он женился на девице из священнического рода Аполлинарии Андреевне Успенской и 25 февраля 1890 года был рукоположен во священники к Петропавловской церкви села Тёзино Кинешемского уезда (теперь это часть города Вичуга Ивановской области). Приход составляли рабочие текстильной мануфактуры.

В 1892 году у отца Николая умерла новорожденная дочь-первенец, а вслед за нею, так и не оправившись от тяжелых родов и потери ребенка,  и молодая жена. Осиротевший священник поступил в Киевскую духовную академию и 13 августа 1899 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре с наречением имени в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского, чьи святые мощи покоились здесь же, в Ближних пещерах.

По окончании Академии иеромонах Никодим получает назначение на должность смотрителя духовного училища во Владикавказе, через два года (уже в сане игумена)  инспектора Кутаисской духовной семинарии, а спустя непродолжительное время он назначен ректором Ардонской миссионерской семинарии, важного центра просвещения осетин, с возведением в сан архимандрита. Затем, в январе 1905 года, его назначают ректором Псковской духовной семинарии.

В ноябре 1907 года начинается его епископское служение: он вызван в Кишинев и там хиротонисан во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. Основными трудностями в епархии были полная религиозная холодность интеллигенции, непросвещенность простого народа и сепаратизм  сильное движение за отторжение Бессарабии от России. Осенью 1908 года на Кишиневскую кафедру был назначен епископ Серафим (Чичагов). Так встретились и сотрудничали на церковной ниве в Бессарабии два будущих священномученика.

Епископ Никодим в кишиневский период служения, 1908 год

В конце 1911 года святителя Никодима переводят викарным епископом в Киев. Здесь его застает начало войны. В декабре 1916 года епископ Никодим направил на имя Государя Николая II записку, в которой предлагал ряд мер для спасения страны от надвигающейся революции. Этот документ сам по себе выделяет святителя из ряда современных ему церковных иерархов. Стране угрожала смертельная опасность  бездействие органов власти на фоне откровенно антиправительственной деятельности большинства членов Государственной Думы могло привести Российскую империю только к глобальной катастрофе, и святитель не мог в такой обстановке молчать.

В конце февраля 1917 года трагедия, приближение которой со скорбью предвидел святитель Никодим, стала реальностью  Россия встала на путь, ведущий к пропасти безверия и беззакония Весть об отречении Царя Николая II от трона произвела в Киеве, как и везде, ошеломляющее впечатление. Киев впадает в революционное безумие, крайне усиленное националистическими течениями. Самочинно возникший так называемый «Исполнительный комитет духовенства и мирян» обращается к Синоду с ходатайством убрать из Киева викарного епископа Никодима «реакционера» и «черносотенца». Ненадолго епископа перемещают в Саратов, но потом возвращают в Киев. А в Киеве Центральная Рада уже провозгласила автономию Украины. В конце года и большевики Киева образуют свое советское правительство, в январе 1918 года Красная армия вступает в город, 25 января/7 февраля гнусно убит святитель-первомученик митрополит Владимир. Епископу Никодиму было предложено принять на себя временное управление Киевской епархией  до избрания нового киевского митрополита. Им в мае 1918 года стал владыка Антоний (Храповицкий).

А власть на Украине всё меняется. В декабре гетман Скоропадский бежит из Киева, а в город вступают петлюровские войска. Епископов  сторонников единой и неделимой России  арестовывают: митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Евлогия (Георгиевского), епископа Никодима. Более восьми месяцев длился этот плен  сначала в Галиции, потом в Польше. Наконец через Румынию, Константинополь и Новороссийск митрополит Антоний с епископом Никодимом возвращаются в Киев, теперь занятый деникинскими войсками.

Владыка Никодим сразу же принялся за церковные дела. Ставя выше всего церковные интересы, в политическом отношении он занимал нейтральную позицию. Несмотря на давление петлюровцев, а после и большевиков, владыка отстаивал только интересы Церкви. На последних допросах он так определил свою позицию во время Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».

В декабре 1919 года красные снова овладели Киевом. Владыка Никодим получил указ патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назначением на Таврическую кафедру. С риском для жизни он пересекает линию фронта и в июне 1920 года приезжает в Симферополь. Когда армия Врангеля под натиском большевиков покинула Крым, архиепископ Никодим остался со своей крымской паствой.

В 1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей. Владыку Никодима арестовали, приговорили к 8 годам лишения свободы и отправили в Нижегородскую тюрьму, но уже в начале сентября 1923 года он и арестованные с ним священники были отпущены по амнистии. Архиепископ Никодим задержался в Москве, чтобы лучше ознакомиться с положением церковных дел, неоднократно сослужил Патриарху Тихону в Донском монастыре, принимал активное участие в работе Синода. А 14 января 1924 года его арестовали в Москве и поместили в Бутырскую тюрьму. Новое «дело» возникло на основании приведенных перехваченных писем «реакционным элементам, как-то: игумении монастыря, священникам и т. д., в которых он, Кротков, распространяет провокационные слухи о гонениях духовенства и религии советской властью, называл заключенных церковников и высланных за контрреволюцию страдальцами за веру и Церковь Христову». 28 марта 1924 года суд постановил: архиепископа Никодима Кроткова как социально опасного, «считаясь с его болезненным состоянием», подвергнуть высылке в Туркестанский край на два года. Срок ссылки закончился 13 марта 1926 года. В Москву владыка добирался мучительно долго и, прибыв только 26 июня, поселился на частной квартире. Его приглашали на различные приходы послужить и произнести проповедь, и владыка использовал каждую возможность говорить о Христе и Его Церкви духовно угнетаемому народу, за что и последовал очередной арест 14 июля 1926 года. Приговорен к трехлетней ссылке в Казахстан; после отбытия срока он еще три года не имел права возвращаться в столицы, в Крым и в УССР, поэтому избрал местом проживания то самое Тёзино, где начиналось его священнослужение  точнее, теперь уже город Вичугу.

В июле 1932 года, когда истек срок высылки, владыка приехал в Москву и был назначен управляющим Костромской епархией. Под его святительский омофор стали собираться возвращавшиеся из ссылки и заключения близкие по духу священники и миряне. На последнем следствии это будет фигурировать как «сколачивание контрреволюционной повстанческой группы реакционных церковников».

Архиепископ Никодим Костромской и Галичский

В ночь на 4 декабря 1936 г., под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы владыку Никодима арестовали по доносу его секретаря и отправили в Ярославскую тюрьму, где он был приговорен к высылке в Красноярский край сроком на 5 лет. Владыке шел семидесятый год. 11 февраля 1937 года тюремный врач поставил диагнозы: «перерождение сердечной мышцы, нестойкая компенсация, подозрения на грудную жабу, артериосклероз, эмфизема легких, недержание мочи». В таком состоянии владыка едва ли мог быть отправлен в ссылку. 3 сентября без возбуждения уголовного дела исповеднику было предъявлено новое обвинение: «Формирует из духовенства контрреволюционную группу, которая распространяет антисоветскую гнусную клевету, сеет среди верующих сомнения в колхозном строительстве, ждет капиталистической войны и готовит повстанческие организации для борьбы с советским государством». Архиепископа Никодима оставили последние силы. Издевательства, пытки и ночные допросы сделали свое дело. В тюремной больнице Ярославля на семидесятом году жизни 21 августа 1938 года в 14 часов 30 минут владыка Никодим умер от «острого катара кишечника при явлениях нарастающей сердечной слабости  паралича сердца» (справка начальника тюрьмы от 21/VIII 1938 г.).

Он был прославлен в 1995 году в Костромской епархии как местночтимый святой, а на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. По месту своих последних страданий и мученической кончины он также входит в собор новомучеников Ярославских.

Елена Тростникова

Поделиться в