По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Священномученик Петр Попов, пресвитер Романово-Борисоглебский

День памяти 12/25 мая

Священномученик Петр родился в 1895 году в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии в семье диакона Алексея Михайловича Попова. В 1898 году отец Алексий был рукоположен в сан иерея и переведен в Казанскую церковь села Помогалова Романово-Борисоглебского уезда. Там прошли детство и юность будущего пастыря Петра Попова.

Все три сына отца Алексия и матушки Марии Алексеевны избрали путь служения Богу. Первоначальное образование Петр получил в Ярославском духовном училище, а в 1918 году он окончил Ярославскую духовную семинарию. В течение трех лет работал школьным учителем в селе Савинском, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое.

После смерти отца в 1921 году он был рукоположен в священнический сан и служил сначала в церкви Святой Троицы села Здоровцева. Когда храм закрыли, священник переехал с семьей в родительский дом в Помогалово и служил на месте своего отца, священника Алексия Попова, а затем  в Вознесенской церкви села Вознесение-на-Урдоме Тутаевского района. Жители села вспоминали отца Петра как приветливого и общительного человека, любившего детей. У него был очень красивый голос, тенор.

В течение десяти наиболее сложных для Русской Православной Церкви лет отец Петр все силы свои отдавал укреплению веры своих прихожан. В проповедях он старался донести Слово Божие и показать, насколько живо звучит оно в современное тяжелое время. Говорил, что в жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо решиться взять свой крест и идти за Христом. Наступил такой момент и для самого отца Петра.

В 1931 году он был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и выслан в Казахстан на три года. Вернувшись домой в мае 1934 года, батюшка продолжил служение в Вознесенской церкви и оставался всё таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом; некоторые из них были предъявлены ему как обвинительный материал: гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову.

Церковь села Вознесенье в 20-х годах

Руины церкви села Вознесенье в 2018 г.

Вот несколько выдержек из этих проповедей.

«Есть минуты, когда Бог посещает человеческое сердце,  и мысль орлиным полетом стремится в безграничное небо. В эти блаженные минуты человек сразу понимает всю суету обыденной будничной жизни и сразу всем своим существом познает и ощущает в себе Бога

Мы, христиане, причастники сего Царствия Божия, через Таинство Крещения введенные в Церковь Христову и получившие печать дара Духа Святого и теснейшим образом соединяющиеся со Христом в святейшем Таинстве Тела и Крови Христовой и по примеру святых апостолов призванные следовать за Христом, должны словом и делом исполнять учение Христово и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего. А дела тьмы кому неизвестны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда и всё прочее воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Итак, возлюбленные о Господе, блюдите себе како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии, ибо дни лукавы суть (Еф.5:1516). Да будет с вами Господь. Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь».

«Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа и Его учение исполняли, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души. Скажешь, тяжело нести иго Христово? Да, нелегко оно но для тех, кто не прибегает за помощью ко Христу и не укрепляет себя благодатными Таинствами Святой Церкви. Да, для тех не только тяжело, но и невозможно нести иго Христово, потому Господь и говорит: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Не тот хорошим считается кормчий, который в тихую погоду благополучно к намеченной пристани ведет свое судно, но тот, кто умеет им править в бурю и непогоду. Так и христианин: когда на него ополчается сатана через мир, во зле лежащий, устремляет свои умные очи на Христа и Его учение и следует в мыслях, словах и делах указанию Евангелия, укрепляет дух свой в молитве и Таинствах Святой Церкви, тогда он сам на опыте увидит, как сила Божия и в немощи совершается и иго Христово становится благом и бременем легким. Это иго Христово с верою и любовью и несли все святые, которые были подобные нам люди, которые были в этом мире, есть и будут и на суде Христовом станут судьями и обличителями тех, которые отреклись от Христа и Его учения. Разве не знаете, спрашивает апостол,  что святые будут судить мир? (1Кор.6:2). Тогда уже будет нечем отговариваться, что я не мог,  близкие и дальние, сатана увели меня от Христа».

31 июля 1936 года отец Петр был вновь арестован Тутаевским РО НКВД. Его обвинили в «чтении проповедей двусмысленного содержания антисоветской направленности, произнесении молитв о заключенных, находящихся в ссылке», а также в нарушении советского законодательства: «хождении по деревням с молебнами без разрешения органов власти». Сказанная отцом Петром с амвона проповедь о том, что «служение земным благам является для человека вредным», была истолкована следствием как «противодействие культурной и зажиточной жизни колхозников».

Вот выдержка из протокола допроса:

«- Когда у вас сложилось такое убеждение, что культурная, зажиточная жизнь без религии является делом тьмы, развратным?
 Такие убеждения у меня сложились давно, то есть с тех пор, как я познал христианское учение, как окончил духовное училище и семинарию. И до советской жизни я был противник этого, и сейчас, после коллективизации так как она является безрелигиозной.
 Вы показываете неправду. До советского периода в деревне не было ни культурной, ни зажиточной жизни, кроме эксплуатации. Значит, вы против культурной и зажиточной жизни, которая наступила только в советский период, в период после коллективизации?
 Коллективизацию, которая строится не на христианских началах, я не признаю, о чем и проповедовал среди населения.
 В какой форме вы призывали колхозников не признавать такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии?
 В форме проповедей с церковной кафедры. Личных бесед с колхозниками не вел.
 Как воспринималась колхозниками такая ваша проповедь?
 Судя по тому, что посещение церкви не увеличивалось, очевидно, моя проповедь слабо воспринималась, и моей обязанностью было еще ревностней исполнять свою обязанность проповедника».

Отец Петр отверг обвинение в антигосударственной деятельности: «Своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не с советской властью. Страну нашу и властей ее я не поминал во время службы в церкви по той причине, что власть безбожная, но все остальные законы советской власти и налоги на служителей культа я выполняю. По своим религиозным убеждениям я являюсь врагом безбожия».

9 декабря 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Петра к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области. Через полгода, 25 мая 1937 года отец Петр умер в Орлово-Розовском особом лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

Тропарь священномученику Петру, глас 4:

В годину тяжкую не имевый части с безбожными/ и пребых в гонениих лютых даже до смерти/ умолял духовных чад своих/ не оставивши Креста последовати за Господом./ Священномучениче Пе́тре/ и ныне моли Христа Бога// вразумити и помиловати души наша.

Елена Тростникова

Поделиться в