По благословению Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского

Преображение себя

Накануне выпуска сегодняшнего номера «Преображения» наша редакция вдруг обнаружила, что номер-то юбилейный! Номер 100  это, согласитесь, событие! Ну и, конечно, захотелось вспомнить, а как же оно всё начиналось? Кто участвовал в разработке первого номера? Кто были первые авторы-журналисты? Казалось бы, ничего уж такого особо оригинального в издании приходской газеты нет. Но надо помнить, что это было время, когда православные люди в большинстве своём были целиком поглощены трудами по восстановлению храмов из руин, доставшимся им в наследство от последней идеологической войны, и мы не были исключением. И для всех нас, кто стоял у истоков издания тогда в далёком 2007 году, это было очень нелёгким и творческим делом. Периодических православных изданий тогда было немного. Но наступило время, когда пора было начинать говорить людям о православном опыте жизни, к тому же опыт стал уже повсюду появляться. Решающий толчок к началу работы над изданием своим благословением нам дал владыка Кирилл, текстом которого была открыта первая страница первого номера. За 13 лет жизни нашей газеты «Преображение» её регулярный выпуск осуществлялся благодаря финансовой поддержке и личному участию многих людей. Спасибо им всем. Но сегодня, думаю, было бы правильно дать слово её первому создателю Владимиру Матвееву, трудами которого газета впервые появилась на свет! Передаю ему слово.

Иерей Владимир Климзо

Сначала кратко о себе, иначе непонятно будет. Родился и живу в Великом Новгороде. Сейчас мне 45 лет, и шесть из них я прожил в Давыдово. Лучших лет, как я сейчас определяю. По образованию  учитель физики и математики (что тоже пригодилось в Давыдово). По образу жизни  пиарщик. Я делал газеты из вырезок газет, когда мне было семь лет. Все школьные годы я был политинформатором. В школе у меня даже был свой кабинет-радиорубка. Со студенчества начал писать в газеты. Потом в постперестроечные годы стал в Великом Новгороде издавать уже свои газеты-журналы и принимать участие в политической жизни своего города. Годы тогда в нашей стране были бурные, полные новых возможностей с одной стороны и искушений со всех остальных. И жизнь моя не была исключением. Но это сложная история, и сегодня не об этом. Однако именно в результате той самой сложной истории я к 2005 году окончательно ощутил духовный кризис и решил убежать в монастырь. Этим монастырём оказался Спасо-Яковлевский в Ростове. В то время духовник монастыря отец Сильвестр выслушал меня на первой моей исповеди и посоветовал не оставаться в монастыре, а направиться в Давыдово, где в это время только-только заканчивалось восстановление храма, а отец Владимир был ещё дьяконом.

Я попал в Давыдово, когда здесь ещё не было такой бурной жизни (по нынешним представлениям). Ноябрь 2005 года: деревня из 30 домов, белая штукатурка «зимника» храма, а «летняя часть», где сейчас идут службы, просто закрыта  там пола нет, две доски на лагах Отца Владимира рукоположили во священника в декабре 2005 года. В феврале 2006-го в давыдовском храме им была отслужена первая за 70 лет литургия. Я хотел убежать от газет, от публичности. В этом была цель ухода в монастырь. И Давыдово мне дало всё это в полной мере  я грёб навоз на ферме, носил молоко, колол дрова, болгаркой зачищал швы в металлоцехе, разгружал-загружал всё по хозяйству. Трапезной не было тогда: на храме работали рабочие из Украины  я им готовил еду. Помогал воспитывать социальных сирот, занимался с ними математикой и физикой. В то время в Давыдово все, кто приходил к храму делали всё, что могли, чтобы ежедневно решать задачи, которые Господь ежедневно посылал. Короче, в Давыдово я достиг цели  уйти от газет.

Но однажды, уже в 2007 году, о. Владимир попросил меня организовать изготовление кануна. Канун тогда был совсем простой  просто короб с песком для свечей и на нём крест. Он и до сих пор используется в храме. Сварщик попросил чертёж. Чертёж я мог сделать только в кореле (программа Corel Draw). Я запросил программу у батюшки. Приехал из Борисоглебска наш знакомый с местного «Телекома» Миша Барабанщиков и поставил программу на компьютер батюшки. Я нарисовал крест и «голгофу»«А визитку тоже можешь?»  спросил батюшка. «Могу»,  с опустившимся ливером сказал я. Потому что понял, что полностью отказаться от издательского дела уже не получится. «Значит, и газету тоже можешь?» Да. Увы. Могу. И пошло-поехало. Я опять стал делать газету.

Первый номер делали на ризографе в редакции нашей районной газеты «Новое время» Сейчас такую технологию никто и не вспомнит. Это похоже на ксерокс, только на каждую страницу делается из ткани фотооттиск на валике. Технологии печати с тех пор менялись многократно. Первые номера я делал сидя у батюшки в комнате и надоедая всей его семье. Через пару месяцев такой работы мы отремонтировали «подвал» и сделали там редакцию. Там же позже образовался компьютерный центр и звукозаписывающая студия. Прошу заметить, что Интернета в нашем представлении тогда не было. Он был через телефон gprs. Для понимания скорости работы  за шрифтами надо было на машине ехать в редакцию Борисоглебской газеты «Новое время». Там записывали CD-диск. А готовый номер газеты на дискетах (думаю сегодня кто-то даже не знает, что это такое) привозился туда же для печати. Это 40 километров на машине туда-обратно. Нужно очень хотеть, чтобы такие подвиги совершать. За шрифтами съездить 40 км, правки отвезти 40 км, тираж забрать 40 км Потом стали печатать в Ростове. Уже 80 км туда-обратно. И в цвете. Зачем? Оказалась газета интересной. Даже «бывалому» мне. Почему?

Первый номер мы делали про историю храма. Батюшка говорил, что у нас этой истории на годы припасено из архивов. Конечно, он ошибался. Всё, что было из архивов, уместилось в один номер. Плюс церковные праздники. Сейчас не поверит никто. Как я боролся, как я говорил, что нельзя делать газету только из церковных праздников. И интервью в первом номере с Яной Антоновой об «Улейме» стало пробивной точкой. Наши эксперты того времени отец Вадим Маркин из Коломны и Юлия Стихарева из пресс-службы епархии были единодушны  давайте живое слово и фото. Все эти церковные праздники есть в других газетах. Отец Вадим так и сказал: «Ну взял я эту очередную газету, ну полистал и вдруг! Живое слово! Я даже супруге дал почитать». А Юлия Стихарева сказала  просто давайте больше фотографий о вашей жизни. Тогда наш благодетель Александр Меламуд через Александра Замбржицкого купил нам фотоаппарат и Я понял, что делать. Просто фотографировать-фотографировать-фотографировать. А фотографировать у нас было что. Я месяц бегал по Давыдово  концерты, будни храмовой службы, ферма, детский сад, интернат, школа, лагеря. Весь материал газеты отталкивался от фото. Сначала я набирал фото, потом писал текст. Принцип инстаграма, которого тогда не было. Но как журналисту, мне было трудно сформировать посыл. Мне было непонятно, кому я пишу эту газету. И когда я понял, что просто пишу письмо людям, которые приехали в лагерь Да своей маме я пишу письмо, как я тут живу! И тогда газета стала осмысленной. Тогда всё стало понятно и мы начали рассылать газету по почте.

Ну, а теперь блиц-ответы на вопросы Олеси Гладковой, сегодняшнего выпускающего редактора:

Как пришла идея печатать приходскую газету?

Батюшка сказал: надо!

Кто участвовал в разработке номера, дизайне и т. п.?

Первый номер я делал сам. Спрашивали многих прихожан по названию в трапезной, идей было много, это название конкретно сказала Ольга Николаевна. Логотип  я взял за основу рисунок Евгения Антонова (он, кстати, и сейчас является брендовым для давыдовских проектов) и православный шрифт.

Первые авторы-журналисты?

Наибольшая благодарность Алине Бадаевой (Рябый), Насте Климзо, Жене Будник, Яне Антоновой, Жене Антонову (как фотографу). Не представляете  сделать фото именинника на 8-ю полосу  это ПОДВИГ.

Пожелание современным читателям?

Жизнь в городе  это хммм круговерть. Жизнь в Давыдово  это ЖИЗНЬ. Если получается глотнуть сего воздуха из газеты хотя бы  ловите момент!

Всегда ваш Владимир Матвеев

Поделиться в